Посещать занятия родителям или нет

С каждым годом родители обучающихся становятся все более и более компетентными во многих вопросах, которые касаются обучения их детей.   

   Многочисленные форумы об учреждениях, сайты образовательных организаций, образовательные порталы дают возможность родителям максимально понять, что такое образовательный процесс. Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о жизни своего ребенка. Это и родительские собрания, и «дни открытых дверей», и посещение родителями занятий, а также совместное с детьми участие во внешкольных  мероприятиях. Всё это помогает снять лишнюю тревожность родителей относительно процесса  обучения в образовательном учреждении. Но, несмотря на открытость многих образовательных организаций, некоторые родители, приходя на консультацию, обращаются с просьбой ознакомиться с ходом образовательного процесса вне запланированных графиком образовательного учреждения мероприятий.

   Причины такого интереса бывают очень разнообразные. Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своем ребенке, заметив, что поведение ребенка, его психологическое состояние изменились, в связи с поступлением в образовательное учреждение. Чаще всего такими тревожными бывают родители, дети которых только начинают посещать образовательное учреждение и привыкать к школе и педагогу. Им интересно, как ребенок вел себя на занятии, как выполнял предложенную работу педагогом, с кем и как общался в учреждении. Такой интерес вполне оправдан. Поэтому родители всегда с большим удовольствием откликаются на предложения педагогов посетить занятия, праздники, другие массовые мероприятия.

   Нередко родители просят посетить занятия, потому что не совсем уверены в компетентности педагога, который обучает их ребенка. Они судят о профессиональных данных педагога по рассказам ребенка и делают определенные выводы. Родителю, законному представителю ребенка, необходимо учитывать, что нередко ребенок может преувеличивать проблему.  

   Сначала лучше подойти к педагогу, к которому имеются претензии, и выяснить ситуацию. Чтобы удостовериться в том, что ребенок получает хороший уровень образования, родители готовы ходить на занятия и наблюдать за образовательным процессом лично. Здесь стоит отметить, что родитель, который не имеет профессионального педагогического образования, должен соотнести свои выводы о профессионализме педагога с компетентными людьми в образовательной среде. С этой целью необходимо обратиться к руководителю образовательного учреждения, который контролирует учебный процесс. Узнать информацию о педагоге, который преподает в учреждении, можно на сайте образовательного учреждения. Например, информацию об уровне образования педагога, о стаже работы, квалификации и т. д.

Плохие результаты, низкая мотивация к обучению, нежелание ходить в учреждение — все это также является причинами для беспокойства родителей.   

   Чаще всего родители предполагают, что причина такого поведения — сложные взаимоотношения с педагогом, предвзятое отношение к их ребенку.

   В этом случае администрация образовательного учреждения должна отреагировать на обращение родителя и провести ряд мероприятий, чтобы исключить случаи психологического давления в отношении ребенка.  

  В образовательной среде недопустимы случаи оскорбления личности ребенка, унижение человеческого достоинства, неприязненного отношения к нему со стороны педагогов. Педагог оценивает знания обучающегося, а не его личность.

   В любом случае существует нормативная база, в соответствии с которой учреждение должно предоставить родителю максимум информации об успешности обучения ребенка, его достижениях, трудностях, с которыми он встречается в учреждении. В рамках этой нормативной базы родители имеют полное право знакомиться с ходом образовательного процесса и участвовать в школьной жизни ребенка в пределах, предусмотренных уставом образовательного учреждения.

   Давайте обратимся к основополагающему образовательному закону — Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Следует знать, что согласно пп. 3.4 ст.44 ФЗ РФ № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1.     знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

2.     получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

3.     присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

   Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в образовательном учреждении были нарушены, то они имеют право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса. При этом родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

   Любые посещения уроков педагога относятся к внутришкольному контролю. Для посещений занятий составляется график, который доводится до сведения педагогов. Педагог должен быть заранее предупрежден о том, что его занятие посетят родители. Согласие педагога также является обязательным условием.

    Посещение занятия педагога родителями возможно по согласованию с руководителем учреждения и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. В любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии, что педагог предупрежден. Обычно, такие ситуации не вызывают у педагога протеста, и они готовы пойти навстречу заинтересованным родителям.

   Родителям не стоит забывать, что при посещении образовательного учреждения, они обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательных организаций (пп.3, п.4 ст.44ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Недопустимо оскорблять честь и достоинство педагога, предъявлять ему необоснованные обвинения. Тем более делать это в присутствии детей.

   Также родители должны помнить, что, посещая образовательное учреждение, они должны соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных актов учреждения, которые устанавливают режим занятий обучающихся (пп.2, п.4 ст.44 ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Это означает, что на требование родителя, немедленно посетить занятие, администрация имеет право ответить отказом, в связи с тем, что в учреждении идет образовательный процесс, нарушив который, можно нарушить право ребенка на получение образования. Когда папы и мамы приходят в учреждение, в первую очередь, они переживают за своего ребёнка. Могут возникнуть различные вопросы к педагогу. Ответы на вопросы занимают большое количество времени. Для личного общения с родителями у педагога должны быть выделены часы консультаций.  

   Присутствие на занятии посторонних может вызвать у педагога волнение, тревогу. Главная задача педагога продуктивно провести занятие, быть сосредоточенным на ходе образовательного процесса. Только так можно достичь хороших результатов обучения. Родителям обучающихся надо понимать, что посещение занятий — это исключительная мера. Такое возможно при наличии серьезных разногласий с педагогом. Во всех остальных случаях решать конфликты необходимо вне учебного процесса.

   Последнее время в практике образовательных учреждений встречаются случаи, когда педагог просит родителей посетить занятие. Это связано с поведением детей на занятиях. Чаще всего это дети, которые плохо справляются с учебной деятельностью, их поведение не соответствует правилам поведения в учреждении. Задача педагога в такой ситуации показать объективную картину поведения ребенка.

   Хотелось бы призвать участников образовательного процесса разрешать конфликты мирным путем. Родителям не стоит делать преждевременные выводы о вине педагога в той или иной ситуации, а педагог должен помнить о том, что образовательный процесс необходимо строить исключительно на основе уважения человеческого достоинства и соблюдения прав ребенка.